Во время блокады Ленинграда для осуществления блокады с моря военно-морской флот фашистской Германии установил в Финском заливе огромное количество мин в многоярусных минно-заградительных рубежах, и залив стал непроходим для судов. Только после полного снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года и после выхода Финляндии из войны в сентябре того же года появилась возможность для проведения операции боевого траления по очистке Финского залива от мин, в которой по условиям соглашения о перемирии приняли участие и финские тральщики. Однако когда закончилась война, Финский залив все еще оставался районом, закрытым для прохождения судов. Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944 года, завершилась к началу июня 1946 года.
Перед открытием фарватера по нему был совершен одновременный переход четырех дивизионов тральщиков с поставленными тралами, во время которого оказались затраленными еще несколько мин.
5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки, имеющему уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт.
В память о важном историческом событии в закон Петербурга от 12 октября 2005 года №555-78 «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге» внесена дата 5 июня – «День прорыва морской минной блокады Ленинграда».
9 мая 1990 года в Санкт-Петербурге в ЦПКиО имени С.М.Кирова, был установлен памятник 8-му дивизиону катеров-тральщиков Балтийского флота.
27 января 2015 года на Серафимовском кладбище состоялась торжественно-траурная церемония открытия памятной стелы морякам Балтийского флота, которые несли службу на минных тральщиках, погибшим при защите города в годы Великой Отечественной войны и в послевоенном боевом тралении в Балтийском море, Финском заливе и Ладожском озере.