За последнее время информационная нагрузка на человека выросла. И жертвой этого информационного шторма является сам человек.
В мире существует более 30 тысяч телеканалов, 120 тысяч радиоканалов – это 50 миллионов часов вещания каждый год! В сети около 2 миллиардов сайтов с текстами, видео, картинками и музыкой. Каждый год объем накопленной человечеством информации увеличивается на 30 %.
Мозг человека, конечно, не успевает обрабатывать всю поступающую информацию. Он начинает защищаться от перегрузки и снижает глубину анализа, переходя на обработку всё более коротких фрагментов. Клипом мы привыкли называть фрагмент текста, вырезку из газеты, отрывок из видео или фильма, по аналогии учёные также назвали короткую информацию «клипом». Мышление мозга, уставшего от потока информации, получило название «клипового мышления».
Всего шесть основных последствий клипового мышления, и у каждого человека по-своему проявляется этот синдром. У кого-то может быть один или несколько проявлений, ну кто-то может быть обладателем всех. Рассмотрим эти последствия:
- Снижение способности к анализу. Клиповый мозг анализирует все меньше по объему информации, анализ становится все проще. Для такого анализа в мозге формируются соответствующие синопсисы. Синопсисы глубокого анализа ослабляются, и в итоге могут быть разрушены. Так незаметно снижаются интеллектуальные способности человека.
- Растёт зависимость от чужого мнения. Человека с невысоким уровнем знаний и анализа легко обмануть. Кроме того, человек может сам себя обмануть. Если раньше в газетах и журналах писали в основном специалисты, то теперь каждый пользователь сети является автором на своей стенке своих комментариев. Это море мнений, которые надо проверять на достоверность, для чего нужно обладать знаниями и способностью к анализу.
- Развивается многозадачность. Быстрая смена объектов внимания заставляет нас делать несколько дел одновременно. Постепенно мы привыкаем к многозадачности и даже считаем её преимуществом. Многозадачность придает нам уверенности в собственной сообразительности и дарит ощущение, что мы больше успеваем. Во-первых, не успеваем больше, а тратим больше времени. Исследователи из Федерального управления гражданской авиации США в сотрудничестве с Мичиганским университетом провели ряд экспериментов. Молодым людям было предложено решать математические задачи и одновременно называть форму демонстрируемых геометрических фигур. Результаты показали, что в каждом случае на многозадачность уходило больше времени, чем на выполнение заданий по очереди. Так что одновременно переписываться с друзьями в социальной сети и делать домашнее задание будет дольше по времени, чем сделать уроки, а потом уже общаться с друзьями.
- Ухудшается усвоение знаний. Что происходит в мозге при многозадачности? Когда человек находится на природе, общается с друзьями, занимается каким-то одним делом, то выделяется вещество серотонин, отвечающее за чувство удовлетворения. Еще серотонин подавляет адреналин, который приводит нашу нервную систему в состояние возбуждения. Чем ниже возбуждение, тем легче сосредоточить внимание на задаче и правильно ее решить. Чем выше возбуждение, тем сложнее сосредоточиться и решить задачу без ошибок. Причина в дофамине, гормоне из семьи адреналина. Скоростное переключение с домашнего задания на компьютер, на музыку, а потом обратно на тетрадку, стимулирует мозг выделять больше этого гормона. Этот дофамин и мешает человеку сконцентрировать внимание.
- Способствует стрессам и депрессиям. Постоянное возбуждение заканчивается спадом, информация продолжает поступать, требуют внимания учителя, родители, друзья, надо что-то думать и делать. Появляется страх перед неудачей, страх стать зависимым, страх успеха (придётся и дальше прилагать усилия). В итоге Вы откладываете дела. Вы заболеваете прокрастинацией, страхом ответственности. Ком проблем нарастает, психика расшатывается, стрессы и депрессии становятся все чаще.
- Сокращается способность к сопереживанию. Если раньше прокрастинацией страдали единицы, то сегодня около 30% населения прокрастинируют. Опасаясь ответственности, люди отталкивают от себя близких и родных, снижается чувство сопереживания, особенно к чужим людям.
Когда Вы посмотрели на себя и своё поколение со стороны, попробуем разобраться с рисками в сети и какие навыки (компетенции) именно Вам помогут сохранить здоровье, имущество и спокойную жизнь – свою и близких. Специалисты в области информационной безопасности обычно разделяют цифровую компетенцию на четыре блока:
- Информационная безопасность
- Коммуникативная безопасность
- Техническая безопасность
- Потребительская безопасность
Для того чтобы стать успешным человеком необходимо в полной мере овладеть цифровой грамотностью. Это умение искать, анализировать и потреблять информацию безопасно для Вашего здоровья, справляться с рисками цифровой среды и добиваться успеха в ней.
Студенты 1 курса Академии под руководством преподавателей информатики Марченковой О.А., Смирновой Е.В., Фиськовой И.А. принимали участие в Международном квесте по цифровой грамотности «Сетевичок», посвященном основополагающей компетенции будущего – цифровой грамотности.
Молодые люди проявили большой интерес к заявленной теме, 18 студентов Академии стали победителями квеста в Санкт-Петербурге. По итогам каждый получил сертификат участника и диплом.
Также наши ребята показали высокие результаты при участии во Всероссийской контрольной работе по информационной безопасности Единого урока безопасности в сети «Интернет».
Участвуя в данных проектах, каждый студент смог определить, насколько он успешен в нынешней современной информационной среде.